Процесс охоты
Виды промысла в прошлом
Традиционные занятия эвенков (как впрочем и других северных народов): охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство (c XIX века), пушная охота, рыболовство по открытой воде. Второстепенное значение имели рыболовство, пушной промысел. Женщины занимались выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды.
Основная охота приходится на летне-осенний период (с июля по ноябрь). Традиционно диких оленей добывали поколками на маршрутах кочевания и у переправ. Охотники подстерегали стадо оленей на переправе, давали им войти в воду, заплыть достаточно далеко от берега и кололи копьями между ребер, чтобы они ещё некоторое время могли проплыть и приблизиться к берегу. Другие охотники находились внизу по течению реки и подбирали убитых животных. Зимой оленя криками загоняли в сети, а также в загороди — сходящиеся ряды кольев.
Существовала и индивидуальная охота — с оленем-манщиком, с собакой, подкрадыванием с маскировочным щитком (лофо), из укрытия, с нарт и т. д. Гусей добывали во время линьки: на лодках окружали птиц и гнали их к берегу, где были установлены сети (депту бугур). На уток и куропаток тоже расставляли сети. На песцов настораживали каменные пасти (фала денгуй), зайцев ловили петлями. Основным оружием были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма).
Способы добычи пушного зверя в Сибири





Орудия охоты
Основными орудиями охоты служили ружье (пэктырэ-вун), самострел (бэркэн, алана), копье (гида, пальма), большой нож на длинной рукояти (кото, уткэн), различные ловушки — петли, плашки, черканы, клевцы и другие.











После присоединения Сибири в XVII веке к Российскому государству у северных народов появляются первые кремневые и пистонные ружья.
Но только с XIX века они получили здесь широкое распространение.




Промысел народов Севера
Охотились скрадом, гоном на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) и подбитых камусом (суксилла), с собакой, верхом на оленях, загоном с ловчими ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, с сетью, подкарауливали зверя у водопоя и переправы.
Главный принцип охоты коренных северян с давних пор состоит в том, чтобы добывать столько, сколько нужно для пропитания семьи. Если получалось больше, излишки отдавали соседям, одиноким старикам. Охотник эвенк, ханты или манси всегда решал изначально, за каким зверем отправлялся в лес, и в дороге не отвлекался на другие виды добычи. Возможно, эта традиция помогала поддерживать биобаланс в лесах, была неким подобием «плановой экономики».
